Astrud Gilberto, известная, как Девушка из
Ипанемы или Королева Босса-Новы – это артистка, корни творчества которой
лежат в Бразильской музыке. Ее музыка стала интересным сочетанием чувственных
ритмов Бразилии и американской поп- и джаз-музыки.
Astrud родилась на северо-западе Бразилии в штате Байа и была одной из
трех дочерей у отца-немца и матери из Бразилии. Выросла в Рио де Жанейро,
а в начале 60-х эмигрировала в штаты.
Впервые мир имел счастье услышать Astrud Gilberto в 1964-м году с песней
The Girl From Ipanema. Песня была записана с саксофонистом Стэном
Гетцем (Stan
Getz) и гитаристом Joao Gilberto (последний стал впоследствии мужем певицы)
и сразу же получила премию Grammy. Поскольку Astrud Gilberto довольно
редко дает интервью, ходило много различной степени достоверности слухов
о том, каким образом она появилась на пластинке Stan Getz & Joao Gilberto.
Писали, что её открыл Creed Taylor, потом, что открывателем был Getz,
потом - вроде бы даже сам маэстро Jobim ее нашел... На самом деле, ее
пригласил на запись Joao Gilberto, которому просто очень нравилось, как
она поет. Словом, в студии Astrud Gilberto оказалась случайно. А дальше
дело было так. Во время записи пластинки, продюсер Creed Taylor вот прямо
почувствовал (такое чутье - это, видимо, как раз то ценное качество, ради
которого вообще держат продюсеров), что песня The Girl From Ipanema -
потенциальный хит. Но... Вот ей бы (песне, то есть) тексту бы еще английского!
Вот тогда бы... И вот тут возникла проблема: сам Joao в английском был
не силен. И появилась бредовая мысль - а пусть девушка споет. Ну и спела.
Учитывая, что у Astrud, как у певицы, к тому времени практически не было
никакого професссионального опыта, это был довольно смелый шаг.
Но, как оказалось, чень правильный. Такой вот непрофессиональный задумчивый
и очень искренний голос Astrud Gilberto (да плюс еще эта ее манера немного
дрейфовать как бы чуточку фальшивить), обладал каким-то мистическим очарованием.
Песня стала супер-хитом в Америке летом 1964-го. (Забавно, что за эту
работу Astrud Gilberto получила что-то около 110 $ и даже не была упомянута
в числе исполнителей на конверте диска.)
Естественно, после такого успеха, глупостью со стороны Astrud Gilberto
было бы не начать сольную карьеру. Она, к счастью, такой глупости не сделала.
Ее первая сольная пластинка The Astrud Gilberto Album; тут же стала бестселлером
и была номинирована на альбом года. А все последующие альбомы (выпускавшиеся
ежегодно) тоже не вылезали из верхних строчек хит-парадов.
Но Astrud не ограничивала себя исключительно пением, благо ее таланты
были востребованы и в прочих областях творчества. Она снялась в двух фильмах
- The Hanged Man и Get Yourself a College Girl, записала саундтрек к фильму
The Deadly Affair, появилась чуть ли не во всех популярных американских
теле шоу, и у нее даже была собственная теле-программа. И, кроме этого,
она много лет была голосом авиакомпании Eastern Airlines. В начале семидесятых
Astrud ошарашила мировую общественность еще одним своим талантом - стала
писать песни сама. Продемонстрировала она этот новый талант уже на дисках
Astrud Gilberto Now (1972) и That Girl From Ipanema (1977). На диске That
Girl From Ipanema, кроме того, она записала одну песню, Far Away, дуэтом
с легендарным Четом Бейкером (Chet Baker). Как она сама призналась в одном интервью, это
было одним из самых запоминающихся событий в ее карьере.
И не мудрено: ведь Чет был ее юношеским кумиром. В 1976 году одна из
песен Astrud Gilberto Live Today (в соавторстве с Jerome Schur), получила
награду на Tokyo Music Festival.
В начале 80-х Astrud Gilberto организовала свою группу. Это был секстет,
состоящий из фортепиано, баса, ударных, тромбона, гитары и перкуссии.
(Кстати, на басу в группе играл ее сын - Marcelo Gilberto). И с этим составом
Astrud Gilberto проехалась гастрольным туром по Европе, Японии, Канаде
и Америке. Не без помощи своего талантливого сына, она отшлифовала аранжировки,
музыка стала более разнообразной, да и ее сонграйтерский талант получил
дальнейшее развитие.
Всё бы ничего, да вот незадача: уже будучи звездой, Astrud Gilberto продолжала
испытывать страх перед аудиторией, подчас довольно сильный. Стараясь найти
решение этой проблемы, она пару лет даже посещала занятия в Stella Adler
School of Acting. И это, вроде, немного помогло: всё еще оставаясь просто
до неприличия застенчивой, она все таки смогла контролировать свой страх
перед аудиторией по крайней мере до такой степени, про которую говорят
научилась с
этим жить. Альбом 1987 года, Astrud Gilberto Plus The James Last Orchestra,
укрепил ее репутацию талантливого автора песен. Выпуск этого альбома совпал
по времени с переизданием ранних записей Astrud Gilberto на компакт-дисках.
Благодаря этому армия ее поклонников во всём мире (и без того немаленькая)
выросла в несколько раз.
Astrud Gilberto Plus The James Last Orchestra был очень тепло встречен,
как критиками, так и коллегами музыкантами.
В 1990 году Astrud Gilberto, вместе со своими сыновьями Marcelo Gilberto
и Gregory Lasorsa создала собственную фирму - Gregmar Productions, Inc.
В последующие годы она активно гастролировала, продолжая работать над
новым материалом. В 1992-м году Astrud получила премию Latin Jazz USA
Award for Lifetime Achievement за , так сказать, ударный труд и выдающийся
вклад в дело Latin jazz music. В 1995 году её студия Gregmar Productions
наконец разродилась первым проектом - это была запись песни Forever Green
(при участии саксофониста Michael Brecker) на трибьютном альбоме Heirs
To Jobim, посвященном памяти Antonio Carlos Jobim. В том же году Astrud
Gilberto стала первым джазовым исполнителем, выступившем в модном Лос-Анджелесском
клубе House Of Blues, где до тех пор выступали исключительно блюз- и рок-музыканты.
А в начале 1996-го года фирмой Gregmar Studios был выпущен и первый полновесный
альбом. Он был ориентирован на азиатский рынок (включая Японию) и вышел
на лэйбле Pony Canyon. В альбом вошли живые записи сделанные на многочисленных
концертах в 1989 году в Нью-Йорке. Собственно, это обстоятельство и избавило
Astrud от необходимости ломать голову над названием диска: Astrud Gilberto
- Live in New York - простенько и со вкусом. Осенью 1996 года Astrud Gilberto
записала дуэтом с Geoge Michael песню Desafinado.
Запись вошла в альбом того же года Red Hot Rio и безусловно немало поспособствовала
росту популярности стиля Bossa Nova среди поклонников поп-музыки. А George
Michael, в свою очередь, включил песню в свой альбом 1999 года Ladies
and Gentlemen, The Best of George Michael. В том же 1996 году Astrud записалась
дуэтом с европейским вокалистом французской поп-звездой Ettienne Daho.
Эта песня, Les Bordes de Seine, написанная совместно Gilberto и Daho,
вошла в его альбом Eden и была очень тепло принята (внимание!) поклонниками
Hip-Hop. В конце 1997 года Gregmar Productions выпустила очередной студийный
альбом, спродюссированный Astrud и Marcelo Gilberto. Альбом был выпущен
на азиатскую территорию на лэйбле Pony Canyon. Диск Temperance почти целиком
составлен из оригинальных композиций (за исключением одного американского
стандарта), принадлежащих перу самой Astrud Gilberto. В качестве приглашенных
звезд на пластинке фигурируют Michael Franks и New York Voices.
Живые выступления певицы по-прежнему пользовались спросом и вызывали восторг
у ее поклонников, однако сама она приняла решение ограничить свою гастрольную
деятельность, чтобы больше времени уделять семье, иметь возможность больше
писать и рисовать.
В последнее время творчество Astrud Gilberto в области написания песен
из побочного занятия превратилось чуть ли не в основное. Сейчас её живые
выступления состоят процентов на 60 из композиций ее собственного сочинения,
и, что характерно, принимаются аудиторией с таким же восторгом, как и
проверенные временем боевики, типа The Girl From Ipanema и Оne Note Samba.
В феврале 2002 года вышел последний на данный момент альбом Astrud Gilberto
- Jungle, в который вошли 11 оргинальных новых вещей. И еще в 2002 году
Astrud Gilberto будет включена (в апреле) в International Latin Music
Hall of Fame.
|