Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной музыки". Минск, 2002.
10cc
1969, Великобритания
Исходный состав: Грэхэм Голдмэн - вокал, гитара, бас, клавишные;
Эрик Стюарт - вокал, гитара; Лол Крим - вокал, бас, клавишные, гитара;
Кевин Гадли - вокал, ударные, клавишные
В истории британского рока было три группы, на рубеже 60 - 70-х избравших
для себя в высшей степени сложный и ответственный путь - развитие традиций
поздних THE BEATLES в новых условиях.
Но если QUEEN активно пошли на сближение
с хард-роком, а ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA
- с арт-роком, то 10cc продолжили линию великих ливерпульцев "в
чистом виде", т.е. начали исполнять поражающую воображение разнообразием,
теплом и профессионализмом поп-музыку, богатую хитовыми мелодиями.
Все четверо будущих музыкантов 10cc с 1963 г. играли в манчестерских
бит-группах. Голдмэн прошел через THE HIGH SPOTS, THE CREVATTES, THE
PLANETS, WHIRLWIND (эта группа в июне 1964 г. выпустила единственный
сингл) и THE MOCKINGBIRDS, где на ударных играл Гадли. Первая написанная
Грэхэмом песня "For Your Love" стала крупным хитом в исполнении
THE YARDBIRDS и сделала Голдмэна
не последним человеком в британской музыкальной индустрии - в ближайшие
полтора года он написал такие отличные композиции, как "Heart Full
Of Soul", "Evil Hearted You" (для THE
YARDBIRDS), "Bus Stop", "Look Though Any Window"
(для THE HOLLIES) и "No Milk
Today" (для HERMAN'S HERMITS). В марте 1968 г. Голдмэн выпустил
на фирме RCA альбом своих песен и присоединился к агонизирующей группе
THE MINDBENDERS, для которой написал ее последний сингл "Uncle
Joe, The Ice Cream Man". В THE MINDBENDERS со дня основания (апрель
1964 г.) работал соло-гитарист Эрик Стюарт и, таким образом, уже три
будущих участника 10cc стали знакомы между собой. Лоуренс Крим появился
на примете в сентябре 1969 г. - он вместе с Гадли организовал дуэт FRABJOY
& RUNCIBLE и выпустил сингл "I'm Beside Myself".
После развала THE MINDBENDERS Голдмэн, имевший обязательства перед американской
компанией "Kasenatz-Katz", улетел в Нью-Йорк, а Стюарт занялся
экспериментами в только что купленной им манчестерской студии, которую
он в честь песни THE BEATLES назвал
"Strawberry". Однако пути друзей разошлись ненадолго - по
совету Голдмэна фирма "Kasenatz-Katz" решила использовать
студию Стюарта как свою английскую базу, и Грэхэм вернулся в Манчестер.
Призвав на помощь Гадли и Крима, музыканты заперлись в студии и надолго
погрузились в сочинение песен - пока что для других исполнителей. Этим
периодом датируется сингл "There Ain't No Umboro", изданный
Гадли и Кримом под маркой CRAZY ELEPHANT, и песня Голдмэна "Susan's
Tuba", записанная FREDDIE AND THE DREAMERS и ставшая мил-лионселлером
во Франции. К августу 1970 г. таким образом были заработаны деньги на
запись собственного сингла "Neanderthal Man" (UK-2/US-22),
который вышел под маркой THE HOTLEGS. Успех этой композиции, тираж которой
составил 2 миллиона копий, заставил музыкантов уверовать в свои силы.
В июле 1972 г. друг группы Джонатан Кинг предложил ей контракт с фирмой
"UK Records", владельцем которой являлся, а также новое название
- 10cc (Голдмэн объяснял, что это странное название приснилось Кингу).
Первый же сингл 10cc "Donna" (UK-2, 21 октября 1972 г.) показал,
что творческие устремления новой группы близки к ROXY
MUSIC и QUEEN - песня была изящной
и необидной пародией на битловскую "Oh! Darling" и британскую
поп-музыку 50-х. 23 июня 1973 г. 10cc выпустили первый чарттоппер -
энергичный рок-н-ролл "Rubber Bullets". Дебютный альбом занял
в английском хит-параде 36-е место. Критики отметили умение 10cc совмещать
приметы классической поп-музыки - прекрасно аранжированный многоголосый
вокал и приятные мелодии - со странно жесткими текстами: так, песня
"Rubber Bullets" была навеяна событиями в Северной Ирландии,
а в "Johnny Don't Do It" затрагивалась запретная тема самоубийств
среди подростков.
В начале 1974 г. 10cc провели турне по США, сорвавшееся из-за болезни
Гадли, а с июля начали выпуск синглов к альбому "Sheet Music"
(UK-9/US-81), на котором неповторимый саунд группы определился окончательно.
Как и QUEEN, 10cc были чудесной музыкальной
шкатулкой, каждый номер которой при кажущейся простоте был отшлифован
до мелочей, однако музыкантов 10cc, в отличие от куиновцев, не бросало
в зачастую противоположные стилистические стороны - эталоном для группы
оставались поздние THE BEATLES,
разнообразные, но все же цельные. Музыка 10cc была лишена самолюбования,
вычурности и претензий на элитарность, она несла в себе истинно битловские
качества - тепло и доброту, озарявшие даже самые печальные и жесткие
композиции группы.
К лету 1975 г. позиции 10cc были уже настолько сильны, что они с легким
сердцем могли выпускать сборник лучших хитов (UK-9). Прекрасная баллада
Стюарта "I'm Not In Love" 28 июня 1975 г. возглавила хит-парад
Англии (в США три недели занимала 2-е место) и стала новым словом в
звукозаписи -16 дублей записи бэк-вокала были смикшированы 256 раз,
так что композиция, несмотря на свою интимность, производит очень мощное
впечатление. В декабре 1975 г. группа выпустила еще один альбом "How
Dare You?" (UK-5/US-47), крупными хитами на котором стали "Art
For Art's Sake" (UK-5/US-83) и "I'm Mandy Fly Me" (UK-6/US-60).
26 ноября 1976 г. Крим и Гадли ошеломили поклонников 10cc заявлением
о своем уходе из группы. Впрочем, причина была не в скверных отношениях
внутри коллектива, а в изобретении музыкантами нового инструмента "Гизмо"
- гитары, которая могла воспроизводить звучание целого оркестра. Крим
и Гадли горели желанием поскорее испытать свое детище, но студийная
"обкатка" вылилась в запись тройного альбома "Consequences"
(UK-52), альбом - в необходимость его рекламы и т.п. Голдмэн и Стюарт
благоразумно решили продолжать деятельность в составе трио, пригласив
барабанщика Пола Барджесса, отработавшего с группой британское турне
начала 1976 г. Первый же сингл нового состава "The Things We Do
For Love" (UK-6/US-5) пользовался колоссальным успехом - радостная,
светлая, с блеском исполненная баллада может служить квинтэссенцией
стиля 10cc. Альбом "Deceptive Bends" (UK-3/US-31) показал,
что уход Крима и Гадли не отразился на качестве музыки группы - Голдмэн
и Стюарт исполнили партии всех инструментов и сочинили такие прекрасные
композиции, как "People In Love" и "Good Morning Judge".
Альбом замыкала 12-минутная сюита "Feel The Benefit", выдержанная
в стилистике софт-арт-рока.
В конце 1977 г. 10cc выпустили отличный концертный диск, а затем студийный
"Bloody Tourists" (UK-3/US-69), суперхитом которого стал регги
"Dreadlock Holiday" (UK-1, 23 сентября 1978 г.). После этого
в творческой жизни группы впервые за 6 лет наступил перерыв - Стюарт
приходил в себя после автомобильной катастрофы, Голдмэн выпустил соло-сингл
"Sunburn" и занимался изданием альбома лучших хитов, который
занял 5-е место в Англии, но с трудом дотянул до 188-го в США.
Альбом 1980 г. "Look Hear?" показал, что популярность 10cc
медленно, но неуклонно снижается - только 35-я позиция в британских
мартах и 180-я - в американских. Голдмэн и Стюарт переключились на продюсерс-кую
деятельность. На фоне угасающего интереса к группе особенно ярко смотрелись
успехи продюсерского тандема Гадли-Крим: эта пара занялась клипмейкингом
и в короткий срок заработала репутацию мастеров жанра (клипы для VISAGE,
THE POLICE, DURAN
DURAN, FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD и других групп).
В октябре 1983 г. 10cc объявили о распаде. Прямых учеников и наследников
у группы не было. В сентябре 1991 г. Голдмэн и Стюарт решили попробовать
все сначала и записали в Вудстоке студийный альбом "Meanwhile".
Но, как и следовало ожидать, особого успеха возрожденной легенде он
не принес. Альбом 1995 г. "Mirror Mirror", изданный на японской
фирме "Avex Records", привлек к себе некоторое внимание, но
не за счет новых композиций, а благодаря акустической версии "I'm
Not In Love" (UK-29). 16 февраля 1995 г. 10cc в составе трио дали
акустический концерт в Ллойдсе, а летом 1997 г. провели небольшое британское
турне. Группа продолжает существовать, качество ее студийных работ 90-х
по-прежнему высокое (иначе 10cc не умеют), но интерес к этой прекрасной
команде сейчас сохраняют лишь поклонники британского рока 70-х, хорошо
осведомленные о том, что в "табели о рангах" поп-музыки 10cc
ненамного уступают QUEEN.
Изменения состава
1976: - Гадли и Крим; + Пол Барджесс, ударные
1978: + Дункан МакКэй (STEVE HARLEY
AND COCKNEY REBEL), клавишные
1991: Голдмэн и Стюарт
1995: + Рик Фенн, гитара